РАЗДЕЛ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы — совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области методики бучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному в формате современных интенсивных практик.
1.2. Задачи:
- сформировать у слушателей представление о современной системе интенсивного обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному;
- сформировать у слушателей представление о теории интенсивного обучения русскому языку билингвов, обучающихся с русским языковым наследием;
- обеспечить формирование у слушателей профессиональных компетенций в области русского языкового образования детей и взрослых;
- сформировать умение проводить анализ и объективно оценивать эффективность интенсивных методик обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному в процессе речевых практик.
1.3. Планируемые результаты обучения
Трудовые действия (по профстандарту «Педагог». Общепедагогическая функция. Обучение. Воспитательная деятельность) |
Знать |
Уметь |
А/01.6. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования |
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации и Республики Армения; — требования к уровню освоения русского языка как иностранного, как неродного; историю и место русского языка в мировой культуре; — современные тенденции в практике популяризации русского языка в Республике Армения; — специфику организации и реализации интенсивного процесса обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному с учётом создания специальных условий для выделенной группы обучающихся. |
— проектировать и осуществлять педагогическую деятельность в контексте тенденций развития образовательной системы Республики Армения; — применять методы организации учебного процесса при интенсивном обучении; — использовать в педагогической (преподавательской) практике аутентичные материалы и учебные комплексы обучения русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному. |
А/02.6. Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы как на занятии, так и во внеурочной деятельности |
— основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности; — теоретические основы интенсивного обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному; — интенсивные формы, организации процесса обучения русскому языку; интенсивные технологии и методы обучения русскому языку, русскому языку как иностранному, русскому языку как неродному; — особенности упражнений в свете принципа двуплановости обучения. |
— применять инновационные подходы в решении проблем этнокультурного воспитания и социализации обучающихся; — применять методы интенсивного обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному в различных условиях; — предъявлять учебный материал в интенсивном курсе обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному. — проводить анализ эффективности использования интенсивных методов обучения в профессиональной деятельности. |
А/02.6. Формирование навыков поведения в поликультурной среде
|
— основы поликультурного образования; — основы медиативного подхода в межкультурной коммуникации; — психологические особенности русской культуры; основные концепты русской культуры; — особенности создания условий для реализаций речевых практик. |
— анализировать эффективность применения интенсивных методик обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному; — проектировать внеурочное (воспитательное) пространство на основе базовых общенациональных ценностей; — организовывать внеурочную деятельность в процессе реализации образовательной программы обучения русскому языку, русскому языку как неродному, русскому языку как иностранному. |
1.4. Категория обучающихся (слушателей): педагогические работники образовательных организаций Республики Армения, преподаватели центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку в Республике Армения.
1.5. Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.
1.6. Общая трудоемкость курсов повышения квалификации: 72 академических часа.
1.7. Форма контроля: зачет.
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный (тематический) план
№ |
Наименование разделов модулей) и тем |
Всего часов |
Виды учебных занятий, учебных работ |
Формы контроля |
||
Лекции |
Практич. занятия |
Самост. работа |
||||
1. Базовая часть Просветительские, научно-методические и образовательные мероприятия |
||||||
1. 2 |
Государственная образовательная и языковая политика Российской Федерации |
1 |
1 |
|
|
|
2. 3 |
Нормативное обеспечение организации и проведения конкурса «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023» |
1 |
1 |
|
|
|
3. 4 |
Методическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к конкурсу «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023» |
6 |
2 |
2 |
2 |
|
4. |
Мотивационный онлайн-вебинар для потенциальных участников Конкурса |
4 |
2 |
|
2 |
Видеоролик для конкурсного испытания |
5. |
Установочный онлайн-тренинг для участников Конкурса по разработке урока русской словесности |
4 |
2 |
|
2 |
Видеоролик для конкурсного испытания |
6. |
Онлайн-практикум для участников Конкурса по разработке и проведению мастер-класса по русской словесности |
4 |
2 |
|
2 |
Разработка мастер-класса |
7. |
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и обучающихся в процессе обучения русскому языку и русской литературе |
4 |
2 |
2 |
|
|
2. Профильная часть: Интенсивные методики обучения русскому языку и русской литературе |
||||||
8. |
Теоретические основы интенсивного обучения русскому языку и русской литературе. Современные подходы, методики и технологии интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
9. |
Линейка продуктов интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
10. |
Форматы интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
2 |
2 |
|
|
|
11. |
Использование учебного материала в практике интенсивного обучения русскому языку, русскому языку как иностранному: структура, методика, эффективное применение |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
12. |
Принципы этнокультурного воспитания и эффективной коммуникации в процессе обучения русскому языку |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
13. |
Практическая визуализация при обучении русскому языку |
2 |
1 |
1 |
|
|
14. |
Лингвострановедческие знания и навыки в практике обучения русскому языку и русской литературе |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
3. Профильная часть: Русский язык как иностранный: гибкие навыки и компетенции |
||||||
15. |
Интенсивные методики при изучении лексикологии |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
16. |
Интенсивные методики при изучении фразеологии |
2 |
1 |
|
1 |
|
17. |
Трудные случаи словообразования в практике обучения русскому языку |
2 |
1 |
|
1 |
|
18. |
Трудности определения рода у имен существительных при изучении русского языка |
2 |
1 |
|
1 |
|
19. |
Трудные случаи изучения глагола на уроках русского языка |
4 |
1 |
1 |
2 |
|
20. |
Грамматический лексико-стилистический аспекты в процессе работы с текстом художественного произведения |
2 |
1 |
1 |
|
|
21. |
Сертификационный экзамен по русскому языку как иностранному |
4 |
2 |
1 |
1 |
|
22. |
Итоговая аттестация |
4 |
|
4 |
|
Итоговое тестирование |
|
Итого: |
72 |
30 |
18 |
24 |
|
2.2. Календарный учебный график. Календарным графиком является расписание учебных занятий.
2.3. Рабочая программа (содержание программы)
Наименование тем |
Содержание |
Всего часов |
1. Базовая часть: Просветительские, научно-методические и образовательные мероприятия |
||
Государственная образовательная и языковая политика Российской Федерации |
Образовательное законодательство Российской Федерации. Цели и ключевые задачи в сфере образования. Показатели федеральных проектов. Механизмы достижения поставленных целей. Характеристика современной языковой ситуации в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации в области языковой политики. Основные направления языковой политики в Российской Федерации. Состояние и развитие языков народов Российской Федерации в сфере образования |
1 |
Нормативное обеспечение организации и проведения конкурса «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023» |
Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию и проведение конкурса «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023». Порядок проведения этапов в дистанционном и очном форматах. Структура конкурсных испытаний. Система оценки конкурсных испытаний. Критерии и показатели оценивания. |
1 |
Методическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к конкурсу «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023» |
Методическое сопровождение педагогов на этапе подготовки к конкурсу «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023». Организация курсов повышения квалификации в дистанционном формате по дополнительной профессиональной программе (повышение квалификации) «Интенсификация процесса обучения русскому языку: современные методики, речевые практики, педагогическое мастерство». Структура программы. Формы организации лекционных, практических занятий и самостоятельной работы слушателей. |
6 |
Мотивационный онлайн-вебинар для потенциальных участников Конкурса |
Положение о конкурсе «Лучший учитель русской словесности Республики Армения – 2023». Цели и задачи проведения Конкурса. Порядок, этапы и сроки проведения Конкурса. Условия участия, требования к документам и материалам. Структура конкурсных испытаний, формат, критерии оценивания, регламент проведения финала. Номинации Конкурса. Порядок определения и награждения лауреатов, призеров и победителя Конкурса. |
4 |
Установочный онлайн-тренинг для участников Конкурса по разработке урока русской словесности |
Цель конкурсного испытания: демонстрация конкурсантом педагогической индивидуальности, своей профессиональной деятельности. Формат и регламент конкурсных испытаний в дистанционном формате. Технические требования к видеороликам, представляемым на конкурс. |
4 |
Онлайн-практикум для участников Конкурса по разработке и проведению мастер-класса по русской словесности |
Цель конкурсного испытания: демонстрация лауреатами Конкурса профессионального мастерства в области презентации и трансляции инновационного педагогического опыта в ситуации профессионального взаимодействия. Формат конкурсного испытания. Регламент конкурсного испытания. Порядок оценивания конкурсного испытания. Критерии оценки конкурсного испытания: |
4 |
Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и обучающихся в процессе обучения русскому языку и русской литературе |
Языковая социокультурная адаптация и интеграция: особенности. Технологии создания ситуации успешности в практиках обучения языку и изучения языка. Тренинги как форма психолого-педагогического сопровождения педагогов и обучающихся в процессе обучения русскому языку как иностранному |
4 |
2. Профильная часть: Интенсивные методики обучения русскому языку и русской литературе |
||
Теоретические основы интенсивного обучения русскому языку и русской литературе. Современные подходы, методики и технологии интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
Психолингвистическая основа коммуникации ребенка-билингва. Методика интенсивного развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Этапы развития языковой компетенции на уроках русского языка и литературы. Лексико-грамматический подход в современной практике обучения русскому языку. Функциональный, социокультурный, личностно ориентированный, компетентностный подходы с позиций предназначения языка. Приоритетный подход обучения русскому языку и литературе в практике интенсивного обучения. |
4 |
Линейка продуктов интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
Триада современного образования. Эффективные продукты очного и дистанционного обучения: индивидуальные занятия; минигруппы (групповые занятия); образовательный курс (мини и макси); образовательный клуб; образовательный кружок; факультатив; интенсив; практикум; ускорение; вебинар; видеоурок; аудиоурок; книга (онлайн-книга); статья (онлайн-статья); пост; чек-лист; подборка; интеллектуальная карта. |
4 |
Форматы интенсивного обучения русскому языку и русской литературе |
Эффективные форматы интенсивного обучения русскому языку как иностранному. Особенности организации с учетом современных реалий. Обзор успешных школ с практикой организации обучения русскому языку как иностранному. |
2 |
Использование учебного материала в практике интенсивного обучения русскому языку, русскому языку как иностранному: структура, методика, эффективное применение |
Специфика предъявления языкового материала на уроках РКИ. Виды учебных текстов и практика их использования в формате интенсификация обучения русскому языку. Особенности распределения учебного материала с учетом уровня владения языком обучающегося. Интенсивные методики обучения русскому языку как иностранному: практика применения. |
4 |
Принципы этнокультурного воспитания и эффективной коммуникации в процессе обучения русскому языку |
Принцип культуросообразности в практике этнокультурного воспитания. Коммуникативная культура. Метод ролевых игр, метод критической ситуации. Этнокультура русского народа. Особенности организации ролевых игр (обычаи, праздники, обряды). |
4 |
Практическая визуализация при обучении русскому языку |
Традиционные и современные технологии визуализации учебного материала как средство интенсификации обучения РКИ. Эффективные практики (алгоритмы, схемы, таблицы, стикеры, мемы и др.) |
2 |
Лингвострановедческие знания и навыки в практике обучения русскому языку и русской литературе |
Внелингвистическая информация имен собственных как средство развития лингвокультурологической, лингвострановедческой компетенций обучающихся. Включение в языковую практику, коммуникацию. Особенности коммуникативных упражнений с использованием географических названий, фамилий в практике обучения русскому языку как иностранному. |
4 |
3. Профильная часть: Русский язык как иностранный: гибкие навыки и компетенции |
||
Интенсивные методики при изучении лексикологии |
Методика изучения лексики на разных этапах изучения РКИ. Особенности лексических единиц русского языка. Использование интенсивных методик при изучении лексики, в том числе при анализе художественного произведения. |
4 |
Интенсивные методики при изучении фразеологии |
Лингвокультурологический потенциал фразеологии в практике обучения РКИ. Типы лексических упражнений. Использование фразеологизмов в практике внедрения интенсивных методик обучения РКИ. |
2 |
Трудные случаи словообразования в практике обучения русскому языку |
трудных случаев словообразования в практике обучения русскому языку. Алгоритм определения производящего слова и схема словообразовательного анализа для изучающих РКИ. Различение нулевого окончания и отсутствия окончания; разграничение омонимичных морфем; словоформы, оканчивающиеся на -ей, -ий; выделение связанных корней; определение границ в словах с историческими чередованиями; определение семантики приставок и суффиксов; выделение суффиксов -ий- (j); выделение нулевых окончаний. |
2 |
Трудности определения рода у имен существительных при изучении русского языка |
Род и число; склонение имен существительных; значение и употребление падежей; множественное число существительных. Особые случаи образования множественного числа. Конструкции «Чей это + сущ.?», «Это мой + сущ.», «У меня есть + сущ.». Особенности упражнений. |
2 |
Трудные случаи изучения глагола на уроках русского языка |
Глаголы на -ся. Глаголы мочь и уметь. глаголы движения без приставок. Конструкции «Идти/ходить откуда? Куда?», «Ездить/ехать, летать/лететь, плавать/плыть на чем?». Глаголы зовут/называется, учит/учиться/изучать, глаголы работать / подрабатывать / зарабатывать и их сочетаемость. Глаголы с корнем -ста-. Глаголы типа «понять». Глаголы начинаться, продолжаться, кончаться. вид глагола: значение, образование пар, употребление. Глаголы и выражение времени. Императив: образование и употребление. Императивные конструкции «Давайте + глагол». Особенности упражнений. |
4 |
Грамматический лексико-стилистический аспекты в процессе работы с текстом художественного произведения |
Специфика использования текстов разных жанров и стилей в практике интенсивного обучения РКИ. Основы синтаксической организации речи, формирование монологической и диалогической речи обучающихся. Сущность и особенности лексико-грамматической организации текста. |
2 |
Сертификационный экзамен по русскому языку как иностранному |
Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ). Система тестов: ТЭУ – Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1); ТБУ – Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2); ТРКИ-1 – Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1); ТРКИ-2 – Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2); ТРКИ-3 – Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1); ТРКИ-4 – Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2). |
4 |
Итоговая аттестация |
Итоговое тестирование |
4 |
РАЗДЕЛ 3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
3.1. Итоговая аттестация по программе представляет собой зачет в форме дистанционного компьютерного тестирования, который должен определить уровень усвоения слушателем теоретического и практического материала по всем модулям программы. Итоговый тест содержит 15 вопросов. Каждый тестовый вопрос — это вопрос закрытой формы с выбором одного или нескольких правильных ответов. Зачет считается сданным при условии, если количество правильных ответов составило не менее 70% (не менее 10 правильных ответов).
Примеры тестовых заданий:
- Что можно отнести к целям государственной языковой политики в Российской Федерации?
а) создание условий для полноценного функционирования и изучения языков народов Российской Федерации;
6) сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в многонациональном обществе;
в) обеспечение прав граждан;
г) развитие этнокультурной самобытности народов России;
д) повышение статуса и роли русского языка в России и мире при ограничении функционирования иных языков;
е) стимулирование изучения в общеобразовательных организациях русского языка вместо языков национальных меньшинств;
ж) консолидация многонационального российского общества;
з) ограничение деятельности общественных организаций в сфере сохранения культурного населения народов мира.
- В чем заключается цель проведения конкурса «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023» (выберите один вариант ответа):
а) обеспечение профессионального роста учителя;
6) выявление и распространение инновационного педагогического опыта лучших учителей русского языка и литературы в Республике Армения, поддержка и поощрение учителей русского языка и русской литературы Республики Армения;
в) представление и популяризация инновационного опыта педагогов;
г) повышение социального статуса учителей и престижа учительской профессии.
- Изучение фразеологизмов и лексических понятий способствует формированию не только языковой, но и ___________компетенции учащихся.
- Постоянное употребление в речи изученных с лексической точки зрения слов способствует формированию словарного запаса:
а) активного
б) пассивного.
- Прочитайте текст. Определите его уровень сложности для изучения языка. Предложите 3 вида упражнений для реализации коммуникативной практики изучающих русский язык как иностранный.
Родна́́я земля́ для ка́ждого челове́ка име́ет осо́бое значе́ние. Лю́ди, кото́рые живу́т в Ставропо́льском кра́е, называ́ют его́ корми́льцем Росси́и. И э́то не случа́йно. На плодоро́дных зе́млях кра́я выра́щивают пшени́цу, рожь, ячме́нь, овёс и други́е зерновые культу́ры. Ставропо́льский край вхо́дит в соста́в Се́веро-Кавка́зского федера́льного о́круга. В кра́е 26 райо́нов, 19 городо́в, 742 села́. Наибо́лее кру́пные города́ — Буде́нновск, Невинномы́сск, Пятиго́рск, Кислово́дск, Геор́гиевск, Минера́льные Во́ды. Столи́ца Ставропо́льского кра́я — го́род Ста́́врополь. В города́́х, сёлах и стани́цах Ставропо́льского кра́я прожива́ет о́коло 2 миллио́нов 700 ты́сяч челове́к.
Располо́жен Ставропо́льский кра́й в центра́льной ча́сти Предкавка́зья, на се́верном скло́не Большо́го Кавка́за. Грани́чит с Росто́вской о́бластью, Краснода́рским кра́ем, Респу́бликой Калмы́кия, Респу́бликой Дагеста́н, Чече́нской Респу́бликой, Кабардино-Балка́рской Респу́бликой, Карачаево-Черке́сской Респу́бликой.
Террито́рия кра́я простира́ется ме́жду Че́рным и Каспи́йским моря́ми, на 285 киломе́тров с Се́вера на Юг и на 370 киломе́тров с За́пада на Восто́к.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИУЕСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы
Нормативные документы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 01 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 года «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
- Концепция преподавания родных языков народов Российской Федерации, утвержденная протоколом заседания Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации от 1 октября 2019 года № ПК-Звн.
- Положение о конкурсе «Лучший учитель русской словесности Республики Армения — 2023».
Основная литература
- Бутко Е. Ю. Инновационная деятельность по использованию мультимедиа в образовательной деятельности. — Волгоград: Учитель, 2020. — 125 с.
- Джуринский А. Н. Поликультурное образование в многонациональном социуме. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2018. — 257 с.
- Кохова И. Ю. Педагогическое проектирование современного урока: методическое пособие. — М.: ЛитРес, 2021. — 31 с.
- Лимонцева Г.В. Мастерство коммуникации. Программа по развитию коммуникативной компетентности педагогов. — Волгоград: Учитель, 2022. — 175 с.
- Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. — СПб.; М.: Нестор-История, 2018. -— 456 с.
- Подымова Л.С., Клочкова Л.И., Сергеева В.П. Инновационные модели профессиональной деятельности педагогов в образовательных организациях в целях социализации детей и молодежи. — М.: Инфра-М, 2019. — 165 с.
- Современные образовательные технологии: учеб. пособие / под ред. И.В. Бордовской. — М.: КНОРУС, 2022. — 432 с.
- Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. — М.: Красанд, 2021. — 118 с.
Дополнительная литература
- Буренко Л. Ю. Экспертная оценка деятельности учителя-предметника. — Волгоград: Учитель, 2019. — 109 с.
- Гайнеев Э.Р. Психологическая подготовка к конкурсу профессионального мастерства // Методист. — 2015. — № 8. — С. 46–49.
- Интенсивное обучение русскому языку детей с особыми образовательными потребностями (дети-билингвы, дети-инофоны, дети с русским языковым наследием) в пространстве Ставропольского края: содержание и технологии организации. Учебно-методическое пособие / А.А. Фокин, Т.Г. Борисова, А.В. Морозова и др. — Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2022. — 173 c.
- Корякин К.Д. Языковая политика в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование и практика // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — №3. — С. 7–12.
- Мартынова М. Ю. К вопросу о родных языках российских школьников // Известия СОИГСИ. - 2018. -— № 30 (69). — С. 73–82.
- Методика развития коммуникативных навыков детей-инофонов средствами онтолингвистики: Учебное пособие / А.А. Фокин, Т.Г. Борисова, А.В. Морозова и др. — Ставрополь: АГРУС, 2019. — 166 с.
- Методический навигатор профессионального роста учителя. Материалы для реализации национальной системы профессионального роста педагога: методическое пособие. — Саранск: ЦНИПМ «Педагог 13.ру», 2020. — 96 с.
- Плюснина Е. С. Система подготовки педагогов к конкурсам профессионального мастерства // Дополнительное образование и воспитание. — 2017. — № 8. — С. 18–20.
- Хамраева Е. А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2019. — № 192. — С. 98–105.
- Черепанова О.А., Смелкова Е.А. Оценка предметных и методических компетенций учителей: актуальность и перспективы // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. — 2021. — № 1 (12). — С. 109–115.
Интернет-ресурсы
- Материалы сайта Министерства просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru.
- Материалы сайта Всероссийского конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы https://teacher.natlang.ru/contest/.
- Электронный курс обучения русскому языку как иностранному http://www.russianforfree.com/.
4.2. Материально-технические условия реализации программы
Для реализации программы необходимо компьютерное и мультимедийное оборудование для использования видео- и аудиовизуальных средств обучения с подключением к сети Интернет.
Функционирующий сайт с разработанным специализированным разделом, на базе которого реализуется обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. В специализированном разделе сайта размещаются лекционные материалы, материалы практических и самостоятельных работ, оценочные материалы согласно разработанной программе повышения квалификации.
Учебная аудитория, оборудованная для проведения онлайн-занятий.
4.3. Кадровое обеспечение программы
Программа реализуется сотрудниками ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт». К реализации отдельных тем могут быть привлечены ведущие специалисты по проблематике программы.
4.4. Разработчики
Доктор филологических наук, профессор Борисова Татьяна Григорьевна; доктор филологических наук, профессор Фокин Александр Алексеевич; кандидат педагогических наук, доцент Морозова Анна Владимировна; кандидат педагогических наук, доцент Кобышева Анна Сергеевна; кандидат филологических наук, доцент Луговая Екатерина Александровна.